• Пн. Июн 27th, 2022

Популярные метки

 Вечное искусство Ирана 

Автор:ruh_admin

Дек 11, 2021

 

  • Софалгари — гончарное дело

 

  • Кашикари — облицовка керамической плиткой

Искусство изготовления керамической плитки восходит к середине IV тысячелетия до н.э. Однако самые древние работы, сохранившиеся со времён династии Ахеменидов, датируются серединой I тысячелетия до н.э. Глазурованные керамические плитки с разными рисунками рассказывают историю этого иранского искусства. На протяжении истории, особенно в исламский период, это искусство находило разное применение благодаря новым рисункам и разным методикам изготовления, таким как моаррак (мозаика) и хафтранг (семицвет). За последние восемьдесят лет кашикари обязано своей популярности стараниям таких мастеров, как Мохаммад Масумзаде и Хоссейн Кашитараш и их потомков.

В настоящее время в Исфахане изготавливаются самые красивые керамические плитки — хафтранг, моаррак, — как декоративная плитка для сооружений исламской архитектуры.

Ниже максимально просто объясняется процесс изготовления декоративных плиток по методике моаррак и хафтранг.

При моаррак сначала в нескольких экземплярах создаются эскизы растительных или геометрических орнаментов и приклеиваются к керамическим плиткам. Затем по этим эскизам из плиток вырезаются отдельные разных форм и размеров детали и каждая из них пронумеровывается. После этого мастер собирает все детали, которых может быть несколько сотен, а то и тысяч, шлифует и кладёт лицом вниз на гладкую и ровную поверхность, как бы собирая пазл. Наконец, собранный рисунок следует залить раствором, чтобы получить цельную картину.

Хафтранг это метод, при котором квадратные плитки покрываются белой глазурью, затем их складывают в одно полотно и на него наносится цельный рисунок. После этого предварительно пронумерованные плитки кладут в печь, чтобы фрагменты рисунки на них достаточно пропеклись. Теперь они готовы к установке на стены, купола и т.д.

Облицовка керамической плиткой портала соборной мечети Сахеб-уз-Заман в Исфахане

Облицовка керамической плиткой купола мечети Сарханг Захеди в Исфахане

Работы мастера Мохаммад Хасана Мукзи. Исфахан.

Облицовка керамической плиткой михраба мечети аз-Захра в мавзолее Хазрате Зейнаб в Исфахане

Облицовка керамической плиткой михраба мечети аз-Захра в мавзолее Хазрате Зейнаб в Исфахане

Облицовка керамической плиткой портала мечети Амир-ул-муминин в Исфахане

Работы мастера Камала Пакдела. Исфахан.

http://javannewspaperesfahan.ir/book13-page-88-97/

Софалгари — гончарное дело

Гончарное дело, несомненно, одно из древнейших искусств человечества. Во многих случаях оно используется для определения возраста обнаруженных древних изделий, а значит, и возраста цивилизаций.

Первый обнаруженный образец относится к VIII тысячелетию до н.э. Он изготовлен без использования гончарного круга и печи, но обожжён на огне. Очень часто первобытный человек делал глиняную посуду в виде корзины из веток деревьев, а иногда использовал эти корзины в качестве формы для своей глиняной посуды. В середине IV тысячелетия до н.э. был изобретён примитивный гончарный круг, совершивший большую революцию в гончарном деле. После этого были изобретены различные техники украшения посуды рисунком, рельефом и барельефом. После изобретения гончарного круга работа с эмалью произвела важнейшую революцию в области гончарного дела.

В настоящее время в гончарном деле в Иране выделяются следующие города, чьи изделия имеют свои особенности:

Майбод (провинция Йезд). Керамические изделия чёрного цвета, украшенные прозрачной эмалью с изображениями солнца, рыб и птиц, являются самыми известными изделиями этого города.

Шахреза (провинция Исфахан). Керамические изделия синего цвета с чёрными узорами.

Лалджин (провинция Хамадан). Разнообразные керамические изделия, изготовленные разными методами из высококачественной глины.

Натанз (провинция Исфахан). Местные керамические изделия изготавливаются с применением белой глины (каолин), а также техник прочерчивания и хафтранг.

Монд (провинция Хорасан-Резави). Почва этого района провинции Хорасан-Резави имеет высококачественную белую глину. Местная продукция декорируется слоями эмали.

Тебриз (провинция Восточный Азербайджан). Местная почва содержит каолин высокого качества. Поэтому здесь производят бирюзовую и белую керамику, украшенную синей эмалью.

Келидерган (провинция Систан и Белуджистан). Здесь гончарные изделия изготавливают только женщины примитивным способом без гончарного круга.

Истахбан (провинция Фарс). Здесь также используется белая глина, и часто изготавливают глиняную посуду, украшенную орнаментом из роз.

Основной материал керамики это смесь воды, глин и минеральных добавок.

Применяемые глины делятся на два основных вида: каолин, она же белая глина, для производства керамики, и гончарная, она же комовая, для изготовления глиняной посуды.

Керамические изделия производятся разными методами, такими как лепка, плетение, заливка, а также с использованием гончарного круга. Методы лепки и плетения требуют большего мастерства и таланта гончара, а методы заливки и использования гончарного круга — меньшего. Особенно метод заливки, где раствор заливается в форму, и таким образом получается керамическое изделие.

Следует отметить, что половина фаянса и керамики нагревается в печах до температуры от 950 до 1000 градусов по Цельсию.

Производство в этом процессе называется бисквитным обжигом, которое применяется до эмалирования и глазурования.

Ваза «Эслими». Рельефная, эмалированная. Высота 34 см.

Ваза «Михраб». Рельефная, эмалированная. Высота 34 см.

Ваза «Шамсе». Рельефная, эмалированная. Высота 35 см.

Ваза «Чахар Али». Рельефная, эмалированная. Высота 25 см.

Работы мастера Аббаса Эбади Натанзи. Натанз.

http://javannewspaperesfahan.ir/book13-page-88-97/

«МУРАС»

Вестник о культуре Ирана,

Выпуск № 20 / октябрь 2021.

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс