Пятница , 26-Февраль 2021
Башкы бет / Кыргызстан / ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ, ЧТО МЫ БЕДНЫЕ, А В ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС БЕДНЫМИ

ПРОБЛЕМА НЕ В ТОМ, ЧТО МЫ БЕДНЫЕ, А В ТОМ, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС БЕДНЫМИ

В этом году исполняется уже тридцать лет, как наша страна живет в условиях независимости. Однако, за все эти годы мы так не смогли обеспечить достойную жизнь нашим гражданам и это очень печально.
Проходят годы, но Кыргызстан так и не становится комфортным для жизни, работы, творчества, детства, достойной старости. Социально-экономические потрясения, в том числе революции, которые стали происходить у нас с характерной регулярностью, показывают, что главная наша проблема не в том, что мы бедны, а то, что делает нас бедными- это наше государство.
Повседневная жизнь рядового гражданина зависит от милиционеров, дворников, врачей, учителей, крестьян, таксистов, налоговиков, пожарных, бандитов, начальников и еще от многого другого. Мы в нашей жизни очень зависимы и эта наша суровая действительность. Вот, к примеру, несколько дней тому назад начали бастовать бишкекские «маршрутники» и это очень сильно ударило по простым гражданам, непосредственно отразилось на их жизни.
Испокон веков благополучие граждан зависело и зависит от умения чиновников организовать жизнь на местах и в столице. Как емко в этом плане сказал великий российский реформатор П. А. Столыпин: «никогда ни одно правительство не совершит ни одной работы не только репрессивной, но и созидательной, если не будет иметь в своих руках совершенный аппарат исполнительной власти».
С момента провозглашения Декларации о независимости главным условием нашего развития должно было стать формирование эффективной системы исполнительной власти, которая должна была эффективно и за короткие сроки решить вопросы модернизации экономики и противодействия коррупции, ибо исполнительная власть это прежде всего «организационный капитал» страны, который напрямую влияет на ее развитие.
Просто смотрим с белой завистью на то, как молниеносно и четко работает государственная машина в других странах. Не успел новый американский президент отойти от трибуны, где он выступал с инаугурационной речью к нации, как уже подписал множество указов, которые меняют в корне не только жизнь простых американских граждан, но и кардинально влияет на мир в целом. Как мы приятно были удивлены сегодняшним утром, узнав, что Президент Байден уже отменил визовые ограничения в отношении граждан Кыргызской Республики.
Касаясь опыта реформирования исполнительной власти в нашей стране за последние десятилетия, хочется грустно повторить известный эмоциональный возглас великого советского спортивного комментатора Николая Озерова: «Такой хоккей нам не нужен».
К сожалению, все эти годы мы так и не нашли эффективную модель нашей исполнительной власти, которая должна быть компактной, сугубо функциональной, относительно стабильной и построенной таким образом, чтобы не зависеть от изменений в расстановке политических сил и политических катаклизмов. И эта стратегическая задача, определяющая судьбу нашей страны, до сих пор не решена.
При этом в основе деятельности всех органов государственной власти должна была лежать концепция «интегрированного государственного управления», суть которой — в рассмотрении потребностей граждан как отправной точки всех последующих действий исполнительной власти, опирающейся на принципы «публичного управления», одним из ключевых элементов которого является передача значительных полномочий в сфере государственных услуг от правительства к независимым специализированным структурам.
Казалось бы, в последние годы в Кыргызстане делается много в данном направлении, ну хотя бы в качестве примера взять политику цифровизации государственных услуг или создание электронного правительства, что действительно являются важными элементами системы публичного управления.
Однако нынешний экономических кризис, последствия пандемии коронавируса и проведенные общенародные выборы в нашей стране свидетельствуют о том, что у нас пока еще не сформировалось информационное сообщество, пока мы не можем эффективно использовать этот важный инструмент для улучшения жизни граждан, ведения бизнеса, управления государством, противодействия коррупции. А все почему? Потому что мы еще не научились применять самые передовые технологии сбора, обработки и анализа информации для принятия государственных решений, которые до сих пор у нас принимаются в режиме «ручного управления» и все еще сильно зависят от субъективного фактора. У нас до сих действует принцип «я начальник- ты дурак, ты начальник- я дурак».
В этой связи необходимо функции государственного аппарата переориентировать на решение именно этих стратегических задач. В структурах государственной власти должна концентрироваться интеллектуальная элита общества, способная разработать и последовательно реализовывать концепцию и стратегию развития страны на длительную перспективу, придать экономике динамичный и устойчивый характер.
При этом подбор и расстановку кадров на высоком государственном уровне необходимо осуществлять на принципах меритократии (досл. «власть достойных»), согласно которым руководящие посты должны занимать наиболее способные люди независимо от их социального и экономического происхождения.
Никакое реформирование государственной власти, в том числе и исполнительной, невозможно без эффективного лидерства, в том числе в высшем и среднем звеньях государственного управления. Лидеры, находящиеся в центре системы выработки и принятия решений, обязаны обеспечить основу для подготовки четко сформулированных национальных интересов как во внутренней, так и во внешней политике. Они должны обладать умением мыслить стратегически, четко определять основные проблемы и предлагать оптимальные пути их решения, лично влиять на ход событий, сосредоточив усилия на выполнении заданной функции.
Ценность руководителя не в том, чтобы принимать решения и командовать подчиненными, а в том, чтобы определять приоритетные направления развития, формировать принципы управления, повышать эффективность вверенной власти, создавать условия для поддержания конкурентной среды. Поэтому необходимо обеспечить возможности для независимого лидерства в экономической и политической сферах, которое в конечном счете способно подчинить власть чиновников эффективному контролю. Решить эту задачу может нацеленная на перспективу программа подготовки лидеров для различных уровней государственной службы.
И в заключении, в настоящих условиях деятельность любого государственного органа должна рассматриваться с точки зрения его политической и экономической целесообразности. Реформы должны проводиться не ради реформ, а во благо человека, и это в полной мере относится и к теме борьбы с коррупцией, чтобы всякие преобразования делали нашу жизнь лучше, а народ богаче.
Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс