Воскресенье , 7-Март 2021
Башкы бет / Аналитика / Эксперт о факторах, которые обеспечивают безопасность в Центральной Азии

Эксперт о факторах, которые обеспечивают безопасность в Центральной Азии

Мнение эксперта — 19/11 — 11:29

Вопросы безопасности Центральной Азии напрямую волнуют Россию. От политического, экономического и социального благополучия этих стран зависит стабильность в РФ и её регионах. Комплексный подход к безопасности в ЦА обеспечивается несколькими факторами, считает Директор Центра геополитических исследований «Берлек-Единство» Радик Мурзагалеев.

Во-первых, это ресурсно-организационный фактор. У России и стран Центральной Азии в формате СНГ имеются необходимые ресурсы и возможности для решения многих проблем. Поэтому основной акцент в работе нужно делать на повышении качества существующих организаций-структур (ОДКБ, ШОС и т.д.), а не создавать новые. В основу коллективной безопасности должен быть заложен качественный, а не количественный показатель.

Объединение в систему безопасности должно проходить на основе общности интересов и угроз, что даст реальные результаты. Больше не значит, что лучше. Не допустима политизация самой системы коллективной безопасности.  Обязательное разграничение политических интересов стран и общей проблемы. Создание и приумножение реальных условий для взаимодействия и объединения усилий в вопросах безопасности.

Формирование надёжной финансово-экономической базы для достижения общих задач с конкретным определением вклада каждого государства. Многоуровневый и долгосрочный формат работы, не ограничивающийся сиюминутными результатами.

Учения ОДКБ в Таджикистане 2017 год.

Во-вторых, договорной фактор. Сегодня важно обеспечивать баланс механизмов двухсторонней и многосторонней дипломатии между государствами в вопросах безопасности.

Как известно, имеются серьёзные достижения в сфере развития многосторонней дипломатии у России и стран Центральной Азии. Примечательным многосторонним соглашением было подписание концепции сотрудничества государств-членов ШOС в сложной сфере цифровизации и информационно-коммуникационных технологий, которая продемонстрировала нацеленность и намерение организации всерьез заняться проблемами кибербезопасности совместно.

Но двухсторонний формат межгосударственного взаимодействия стран СНГ тоже не исчерпывает себя. Так, например, Россия с 2016 года поставляет Узбекистану вооружение по внутренним ценам, что в свою очередь позитивно влияет на модернизацию вооружённых сил Республики Узбекистан. Но здесь важнее другое. России и странам Центральной Азии нужны сильные армии, способные реагировать на любые вызовы и риски извне. А Россия, в свою очередь, воспринимается Узбекистаном и другими центральноазиатскими республиками как сторонник коллективной безопасности в регионе.

Приостановка членства Узбекистана в военно-политическом союзе с Россией не помешало государствам продвигать двухсторонний формат отношений, который сейчас находится на беспрецедентно высоком уровне, включая также и тесное взаимодействие в военной сфере. Современные реалии таковы, что фактический уровень двухстороннего взаимодействия стран имеет не меньшее значение, чем договоры многостороннего характера.

Заседание Совета глав правительств (премьер-министров) государств-членов ШОС В-третьих, фактор баланса сил. Центральная Азия вызывает интерес у многих государств. Особо выделим связку Россия, Китай, Индия и республики Центральной Азии. Обращает на себя внимание, то что все они за исключением Туркмении входят в ШОС.

Инициатива выстраивания тройственных контактов между Москвой, Дели и Пекином принадлежала Евгению Максимовичу Примакову. Еще в      90-х Примаков предвидел усиление России, Индии и Китая, что в конечном итоге сделает крупнейшие континентальные державы неотъемлемой частью нового мирового порядка. И мы сегодня за этим наблюдаем.

Здесь важно следующее. Россия, Китай и Индия помимо совместных проектов в рамках общих организаций или двухсторонних договоров продвигают свои глобальные проекты. Россия — проект «Большая Евразия» («Большое евразийское партнёрство»), Китай —  проект «Экономический пояс Шёлкового пути», Индия — проект «Make in India» (Индия).

При этом обращает на себя внимание тот факт, что в рамках глобальных проектов усиливаются противоречия стран с разными интересами. Так, например, отношения Китая и Индии в Центральной Азии. Стремление Индии расширить свои связи с центральноазиатскими странами встречает сопротивление со стороны КНР. Индия же продолжает бойкотировать китайскую инициативу «Пояс и путь».

Нью-Дели также не доволен планами КНР по созданию Китайско-пакистанского экономического коридора, который проходит по спорным территориям Кашмира. Индийская сторона подчеркивает, что большинство инфраструктурных проектов в рамках «Пояса и пути» могут быть использованы в том числе и для военных целей. Беспокойство Индии вызывает также активное проникновение китайского капитала в такие страны, как Бангладеш, Мьянма и Шри Ланка.

Последний фактор, пожалуй, является одним из самых главных. Это сама роль центральноазиатских республик в обеспечении безопасности региона. Немаловажную роль в реализации комплексного подхода к безопасности призваны сыграть государства Центральной Азии, способные сглаживать возможные потенциальные вопросы между другими странами и выступать в роли уравновешивающей силы.

Источник: http://www.ca-irnews.com/ru

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс