• Вс. Июн 26th, 2022

Популярные метки

«О том, что Кыргызстану пора взрослеть и жить своим умом»

Автор:ruh_admin

Май 30, 2018

Президенту КР.

Жогорку Кенеш КР.

Правительству КР.

  ОТКРЫТОЕ ПИСЬМО №1.

«О том, что Кыргызстану пора взрослеть и жить своим умом»

 

Уважаемый СооронбайШарипович!

Уважаемый ДастанбекАртисбекович, уважаемые депутаты!

Уважаемый МухаммедкалыйДуйшекеевич!

 

Вот уже три десятилетие, как Кыргызстан объявил себя демократическим, правовым и социальным государством с рыночной экономикой, а его граждане живут в предвкушении демократических свобод, верховенства права и экономического чуда все эти годы. Однако, достигнутые результаты далеки от ожиданий граждан, треть трудоспособного населения вынужденно покидают страну в поисках лучшей доли и содержания своих близких, влачаза границей бесправное существование. Разочарование народа близка к критической точке, а наша государственность в опасности.

За период нашей независимости мы так и не достигли уровня ВВП Киргизской ССР 1991 года, в то время, когда ближайшие страны увеличили свои ВВП в разы. Экономика КР в хронически депрессивном состоянии, средний ежегодный рост минимальный, соизмеримый с пределами статистической ошибки, сами темпы роста экономики крайне нестабильны и сильно зависимы от внешней конъюнктуры. Внешний и внутренний долг, дефицит бюджета, дефицит внешнеторгового баланса имеют устойчивую тенденцию к росту. Высокий уровень бедности, неуверенность в завтрашнем дне, глубокое расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу малообеспеченных граждан, угрожающая национальной безопасности и суверенитету коррупция. Государственные программы развития, имея отдельные успехи, не достигают цели долгосрочного экономического роста, хотя объективные условия для этого более, чем достаточные. И это продолжается не годы, а долгие десятилетия. Что-то в нашей жизни не так.

Пришло время трезво взглянуть на пройденный нами путь, осмыслить состояние и место страны в мировом экономическом пространстве, определиться с направлением дальнейшего развития страны с высоты процессов, происходящих в глобальном мире и начать жить своим умом. Необходимо сначала жестко уяснить, что, почему, каким образом и в чьих интересах происходит в мировой экономической системе, а затем строить свою красивую и прочную экономику, которую можно будет назвать чудом.

Если главное,стратегически важное будет сделано и выстроено правильно, то потом, даже некоторые допущенные ошибки не будут препятствием для развития в правильном направлении.

В современном мире финансы стали сутью мировой политики и экономики, поэтому картина распределения мирового капитала дает наиболее точную характеристику процессам, происходящим в мире, каким образом ив чьих интересах происходит в глобальной экономической системе. Мировой капитал распределен крайне неравномерно, 70 % которого сосредоточен в руках небольшой группы развитых западных стран во главе США. Такое положение вещей объясняют эффективностью их экономической системы, передовой технологией, благоприятным инвестиционным климатом, передовой организацией производства, инновациями, топ-менеджерами и это правда, однако не вся, а только небольшая часть.

Другая, подавляющая часть правды, заключается в особенностях финансово-олигархическогомиропорядка, сложившегося за последние 100 лет,основанного на ссудном процентеи концентрации мирового капитала в руках транснациональных банковско-олигархических групп, прибыли любыми средствами и жесточайшей конкуренции дарвиновского естественного отбора, а также в соответствующих наднациональных институтах развития и международных отношений, регулирующие и поддерживающие данный миропорядок. Однако банковско-олигархическая философия развития исчерпывает свои возможности под неумолимым ходом эволюции мирового сообщества, в процессе которого центр тяжести мировой экономики перемещается на Восток, где закладываются основы нового миропорядка, основанного на отсутствии либо крайне низком уровне ссудного процента, равномерном распределении мирового капитала, предпринимательстве в интересах всего общества, сочетании планирования и рыночной самоорганизации, взаимодействии, сотрудничества и партнерства.

Мир находится на пороге глобальных перемен.Сегодня те страны, которые найдут способы своевременного перехода на новый технологический уклад имиропорядок, смогут обеспечить себе устойчивое процветание на предстоящие долгие десятилетия. Страны не владеющие такими механизмами перехода, в лучшем случае будут прозябать в вечной отсталости, а в худшем…

Как показывает опыт стран послевоенной Западной Европы и Японии, а также успешно развивающихся стран Юго-Восточной Азии, инновационное развитие и гармоничная цепочка добавочных стоимостей в национальной экономике, создаются государством на основе долгосрочного плана развития, а не в результате рыночного саморегулирования. Будущее странынельзя оставлять на откуп стихии рынка. Рыночное саморегулирование хорошо для текущего и краткосрочного периода, позволяющее эффективно перераспределять ресурсы в зависимости от состояния рынка на данный момент, а долгосрочный экономический рост требует активной координирующей роли государства, от которого мы отказались в парадигме, так называемого, «Вашингтонского консенсуса».Если государство не будет подобающим образом управлять своей экономикой,то еюбудут управлять внешний капитал и компрадорские коррупционные силы, однако не факт, что в пользу общества и национального государства.

На заре своей независимости, особенно после вступления в ВТО, мы свою экономику со-ориентировали на внешний спрос, не заботясь о конкурентоспособности нашей продукции,в то время, как наш внутренний рынок активно занимал импорт, вытесняя отечественное производство. На внешнем рынке, развитые и динамично развивающиеся страны, преимущественно предъявляют спрос на сырье, дешевую рабочую силу и предлагают товары конечного потребления.В результате мы стали заложниками внешнего спроса, поставщиками сырья и дешевой рабочей силы, рынком сбыта товаров развитых государств и оказались в некой «реэкспортной ловушке» из-за потери отечественного производства и внутреннего рынка, а внешнему спросу ничего кроме золота предложить не смогли. Отсюда и реэкспортная структура нашей экономики, плохо вписывающаяся в структуру ЕАЭС, требующая развития собственного производства.

Нашей экономике вновь нужна индустриализация, нужны новые предприятия и новые технологии. Всего этого в парадигме нынешнего развития никогда не дождемся. Необходима серьезная реформация принципов социальной организации общества, принципов государственного управления, а также финансово-экономических отношений, в соответствие с наступающим новым миропорядком.

Однако, ввиду запущенности структуры нашей экономики и общества в целом, очень важно, чтобы реформация осуществлялась поэтапно, по тщательно продуманному и понятному всем плану. А сам план основывался на реальной модели и процессах, протекающих в глобальной экономике, современной теории и практике устойчивого экономического развития, собственного опыта, с учетом исторических, геополитических, геоэкономических, ментально-культурных и иных особенностей нашей страны. На принципах прагматичности и надежности, императивной необходимости использования политики государства, пилотного эксперимента, создания, соответствующих новому миропорядку,институциональных основ развития.Одним словом, начинать жить своим умом.

Причиной многолетнего депрессивного состояния экономики КР являются технологическая отсталость ихронический дефицит денег, обусловленные порочной, ныне действующей финансовой системой. Пора отказаться от, так называемой, политики финансовой стабилизации, которая проводится по настоящее время. Финансовая стабилизация — это стагнация, использование финансовых инструментов для сдерживания роста экономики, балансирование расходов и доходов бюджета, подгонка государственных расходов под суженную доходную базу бюджета, хотя предназначение финансовых инструментов заключается в том, чтобы стимулировать расширение доходной базы бюджета.

Необходима финансовая стратегия, направленная на усиление финансовых инструментов на экономический подъем и обеспечение нового качества роста, в основе которого заложена ориентация наразвитие отраслей с высокой добавленной стоимостью. Нужно отказаться от практики механического балансирования доходов и расходов бюджета, путем все большего сжатия функций государства, постоянного пересмотра и сокращения ранее принятых на себя социальных обязательств. Балансирование бюджета должно в большей мере опираться на анализ экономики предприятий и отраслей, с тем, чтобы усилить воздействие бюджета на формирование перспективных источников роста государственного дохода за счет экономического роста.

Необходимо бюджет превратить в инструмент активной финансовой политики, поддержки индустриализации, инноваций и внедрения передовых технологий,импортозамещения и расширения экспорта национальной продукция с высокой степенью добавочной стоимости.

Необходимо реформирование денежно-кредитной системы, целей и задач НБ КР с тем, чтобы банковская система генерировала долгосрочные и доступные денежные потоки, целенаправленно увеличивая кредитно-инвестиционный капитал нашей экономики. В этой связи,национальные деньги, монетарный суверенитет – это колоссальные возможности и ресурс, при грамотном с ними обращении. Нам просто необходима денежная система правомочная осуществлять эмиссию денег адекватно товарной массе и услуг, произведенных в обществе.

Денежная система страныдолжна напоминать не сеть русел высохших рек, которая во время дождей переполняется разрушительными селевыми потоками, а во время жары пересыхает, вгоняя общество в депрессивное состояние, а напоминать сеть полноводных каналов с равномерным потоком денег, доступных для всех, но требующая бережного к себе отношения, где каждый может черпать денег столько, сколько необходимо для достойной жизни, поддержания и развития бизнеса.

Генерация денежных потоков сильно зависит от слаженного взаимодействия таких финансовых институтов как НБ КР, Министерство финансов КР и Министерство экономического развития КР. Наша экономика не развита и на 10% от своих потенциальных возможностей, а это значит, что у нас есть перспектива роста, при надлежащем управлении.Мы поставили свою экономику в полную зависимость отмеждународной «донорской иглы» и было бы величайшей глупостью продолжать такое полуколониальное существование.

Социально-экономическая политика любого суверенного государства направлена на достижение триединой цели – полная занятость населения, стабильность цен и устойчивый экономический рост.

В парадигме нынешнего развития мы продолжаем жить убежденные в том, что достаточно добиться стабильности цен и снижения роли государства, как всемогущая «невидимая рука» рынка автоматически приведет к полной занятости населения и устойчивомуэкономическому росту.Однако жизнь доказывает, что, в условиях переходной экономики и отсутствия полноценной рыночной инфраструктуры, необходимо двигаться от достижения устойчивого экономического роста к стабильности цен и полной занятости населения, который достигается при координирующей роли государства в социально-экономическом развитии страны и гармонизации интересов в обществе, сочетании долгосрочного планирования и рыночной самоорганизации. Именно в этой связи очень важное значение имеет сильное правительство и его качественное формирование, а не команда послушных чиновников исполнительной власти, которую можно «слить» в случае обострения социально-политической напряженности.

Сама теория устойчивого экономического развития не только хорошо разработана теоретически, но и широко применяется всеми успешно развивающимися странами. Главный вопрос в целеполагании развития. т.е. в чьих интересах и в какой парадигме осуществляется развитие.Отсюда берут началосоответствующие институциональные основы развития и общественные отношения, право, мораль, нравственные ценности, культура и в целом уклад жизни в обществе.

Целеполаганием долгосрочного развития Кыргызстана, должно быть не максимальная прибыль любыми способами в интересах олигархического капитала, а устойчивый экономический рост во благо человека и всего общества в целом, основанный на сочетании стратегического планирования и рыночной самоорганизации, гармонизации интересов в обществе, переориентация приоритетов развития с виртуальной на реальную часть экономики. Создание соответствующих целеполаганию институциональных основ развития, в том числе, новой интегрированной денежной системы, сочетающая преимущества денежных систем со ссудным процентом и без ссудного процента, позволяющая разделить накопительную функцию денег от функции обмена, сочетания концентрации капитала и его равномерного распределения, равного доступа к ресурсам среди участников системы.

А в реальной жизни это означает снижение процентной ставки до минимальных значений, расширение долгосрочной и доступной для всех целевой кредитной эмиссии, оживление экономической активности, строительство новых предприятий с передовой технологией, создание сотен тысяч высокооплачиваемых рабочих мест, повышение реального дохода, уровня и качества жизни населения, доступные для всех качественные образование, здравоохранение и жилье, благоприятные условия для полного раскрытия потенциальных возможностей человека, развитие науки и культуры, разнообразие культурного досуга и отдыха, улучшение инфраструктуры и окружающей среды, благоприятная налоговая среда, одновременно обеспечивающая развитие экономики и пополнение бюджета, безопасность, верховенство закона, всестороннее, объективное и справедливое правосудие и многое, многое другое.

В этой связи, предлагается следующий механизм вывода страны на долгосрочный экономический рост в соответствие с наступающим новым миропорядком:

  1. Первоочередная мера – Разработка закона о стратегическом планировании и ответственности за его исполнение, который будет служить главным критерием оценки деятельности всех ветвей власти. Отделение управления стратегическим развитием, от управления текущим состоянием экономики, путем введения должности Первого вице-премьер министра по вопросам стратегического планирования и долгосрочного экономического роста.
  2. Стратегическое планирование, определение приоритетов долгосрочного экономического роста на 30-40 лет, с разделением на 5-летние этапы развития.
  3. 5-летнее индикативное планирование, с разбивкой по годам и детализацией по месяцам, в рамках стратегического планирования. Индикативный план формируется правительством, наукой и бизнесом совместно. Оформляется в виде специальных инвестиционных проектов, где бизнес берет на себя обязательства модернизации производства и выпуск конкурентоспособной продукции. Наука осуществляет консалтинговое сопровождение и научный мониторинг, подготовку кадров. Местные органы власти обеспечивают доступ к инфраструктуре и ресурсам, а правительство совместно с национальным банком обеспечивают благоприятные внешнеполитические, макроэкономические, фискальные и правовые условия, а также доступ к долгосрочным и дешевым кредитам. В этом случае, проводимые реформы в обществе приобретаютчеткие и понятные контуры.
  4. Создание многоканальной системы, управляемой и целевой кредитной эмиссии.Деньги целевым образом должны доходить до производственных предприятий и обеспечить целевой спрос на выпускаемую продукцию. Через уполномоченные банки или вновь созданные институты развития, в соответствие с юридически значимыми договорами, определить ответственность сторон за реализацию механизма финансирования индикативных планов.
  5. Разработка пошагового развития отраслевой и фундаментальной науки, а также подготовки кадров в соответствие с предлагаемым механизмом реализации долгосрочного экономического развития и индикативного плана.
  6. В целях снижения рисков, предлагается начать с автономных пилотных проектов, регламентированные временными постановлениями правительства, с автономными схемами финансирования, в форме отдельных системных «точек роста», каковыми могут быть отдельные интегрированные комплексные хозяйства с замкнутой технологической цепочкой или единицы административных территорий, в рамках которых будут отрабатываться все системные задачи, а затем могут быть распространены на целые отрасли или регионы, с последующим их объединением в единую, гармонично взаимоувязанную технологическую цепочку в рамках всей страны.

Несомненно, найдутся критики, обвиняющие в отходе от принципов рыночного развития и пугающие инфляцией, в случае увеличения кредитной эмиссии. Однако, во-первых, речь идет не об отходе от рыночных принципов, а о сочетании преимуществ планирования и рыночной самоорганизации, гармонизации интересов в обществе, о переходе целеполаганияот прибыли любыми средствами к обеспечению долгосрочного экономического роста во блага человека, общества и государства в целом. Во-вторых, как показывает мировая статистика, инфляция является проблемой стран с дефицитом денег в экономике, а в странах накачивающих свою экономику денежной массой, посредством политики «количественного смягчения», проблемой является дефляция, а не инфляция. Точно также, как постепенно восстанавливают здоровье человека, истощенного длительным голодом и недостаточностью крови в организме, насыщение экономики деньгами будет осуществляться постепенно, согласно тщательно продуманного и координированного индикативного плана, начиная с пилотного проекта до национальных масштабов. Темпы роста денежной массы будут строго соответствовать темпу роста экономики, обеспечивая устойчивый экономический рост и не вызывая инфляцию.

Предварительный бизнес план пилотного проекта показывает, что в условиях особенностей нашей экономики, в случае удачной реализации предлагаемого механизма перехода на траекторию долгосрочного экономического роста, ежегодные темпы роста ВВП будут составлять не менее 10%, а на первых порах может достигать и 20%. Люди ощутят улучшение жизни даже не из года в год, а из месяца в месяц.

 

С уважением

 

Экс-губернатор

Баткенской области                                                                                                                  С.Айжигитов.

Г. Бишкек. 29.05.2018года.

Моб. 0550002100

 

 

 

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс