Мнение эксперта — 30/04 — 14:45
Сдержанная позиция Ирана в кризисе российско-грузинских отношений 2008 года, стала одной из причин нынешней тенденции к нормализации диалога России и Грузии. Такое мнение аналитика Петре Мамрадзе комментирует корреспондент ИА «СА-IrNews»:
Курс на противостояние с РФ, официальный Тбилиси взял в минувшем десятилетии, в бытность тогдашнего грузинского президента Михаила Саакашвили. Вскоре за принятием этим политиком непримиримой антироссийской позиции, в его стране последовал непродолжительный военный конфликт, — после которого заявили о своем суверенитете Абхазия и Южная Осетия.
В ситуации тупика
В ответ на признание Москвой независимости этих самопровозглашенных республик, Грузия разорвала дипломатические отношения с Россией, назвав «российской оккупацией» суверенизацию двух своих бывших автономий. В итоге, ситуация в российско-грузинских отношениях сложилась тупиковая: ни одно из грузинских правительств, сменившихся с момента конфликта, не смогло отказаться от намерения вернуть территории, отколовшиеся от страны. И Кремль, по очевидным политическим причинам, не в состоянии не отказаться от своих слов.
Как бы то ни было, но прагматизм политических элит обеих стран-участников противостояния, понемногу берет верх над эмоциями и амбициями: не так давно, официальный представитель МИД Российской Федерации Мария Захарова, в интервью TV-каналу «Дождь» заявила, что грузино-российские отношения, после парламентских выборов в Грузии, заметно улучшились.
По мнению собеседницы телеканала, процесс нормализации межгосударственных отношений принес свои результаты: «когда в 2012 году правительство правящей в этой стране партии «Грузинская мечта» проявило заинтересованность вывести отношения с Россией из глубокого кризиса, в который их вверг Михаил Саакашвили, мы немедленно откликнулись. Начался процесс нормализации, который за эти годы принес всем известные позитивные результаты», — заявила дипломат.
Подытоживая свое интервью, Захарова напомнила: существовавшие с 2006 года визовые ограничения для грузинских граждан, отменены более двух лет назад. «Сегодня любой гражданин Грузии может приехать к нам по частному приглашению, которое приглашающая сторона в РФ может легко оформить через миграционную службу. Без проблем выдаются учебные, деловые, гуманитарные визы. Не исключаем и введения безвизового режима для грузинских граждан. Но для этого нужна совместная проработка вопросов безопасности и антитеррора, а грузинские власти на это пока не идут», — отметила она.
Добрые плоды политической инициативы Тегерана
Иран, в ситуации точки кипения российско-грузинского кризиса 2008 года, стал одной из немногих стран, занявших взвешенную, сдержанную позицию. Тогда иранское руководство официально заявило, что не признает суверенитет самопровозглашенных республик, но, вместе с тем и сочувствует народам Абхазии и Южной Осетии. Притом, Тегеран призвал Москву и Тбилиси к конструктивному диалогу. И неоднозначно дал понять, что готов стать посредником переговорного процесса.
В эксклюзивном интервью информагентству «СА-IrNews», Петре Мамрадзе подчеркнул: именно такая инициатива ИРИ способствовала нынешним, пусть пока еще робким, но попыткам нормализации российско-грузинских отношений.
Как, в частности, сказал аналитик, «здесь важно также понять, что Иран – ближайший сосед, как России, так и Грузии. С обеими странами иранцев связывают давние экономические, политические и социально-культурные связи. Мудрое политическое решения страны-посредника, способствовало постепенному налаживанию конструктивного российско-грузинского диалога».
По поводу высказывания Марии Захаровой, собеседник информагентства отметил: «я действительно положительно оцениваю данный мессидж со стороны представителя российского МИДа. Ведь надо учитывать тот политический тупик, в котором мы находимся, когда нет дипломатических отношений между РФ и Грузией и даже нет перспектив их восстановления.
Ведь Россия на данном этапе не откажется от признания Абхазии и Южной Осетии, а Грузия никогда не согласится с тем, что это не ее территории. На этом как раз и обрывается тот политический путь. Остается пространство, которое и дополняет комиссия Карасин-Абашидзе. Ведь на фоне этих встреч увеличился туризм, что является положительным, люди приезжают и видят, что к ним относятся очень положительно. Стоит особо заметить и тот момент, когда неделей раньше символично из Грузии был выслан российский дипломат. На мой взгляд, данное заявление Захаровой говорит о положительных факторах в грузино-российских отношениях».
Материал подготовил Давид Гаприндашвили.
http://www.ca-irnews.com/ru/