Среда , 21-Август 2019
Башкы бет / Жаңылыктар / Дорогой директор или вновь о проблемах на кыргызско-казахской границе

Дорогой директор или вновь о проблемах на кыргызско-казахской границе

Каждый гражданин республики, наверное наслышан, что фермеры и экспортеры растительной продукции собственным карманом испытали последствия возврата партий продукции из РФ и РК, а также по причине периодического закрытия границ Республикой Казахстан для ввоза растительной продукции.

Руководство карантинной фитосанитарной службы КР убеждает общественность, что это происходит по политическим и экономическим мотивам, а также из-за нерадивости наших экспортеров , которые вывозят продукцию без сопровождения фитосанитарным сертификатом (далее Ф/С) и без нанесения маркировки на продукцию.

Так ли это на самом деле? Да, в отдельных случаях это имеет место. Так это было в 2017 году после «неудачного» тогдашнего президента Атамбаева А.Ш. экономический интерес также имеет место, но не является государственной политикой соседнего государства. Это лишь чрезмерное рвение показать работу отдельных чиновников карантинной фитосанитарной  службы и МСХ РК.

Ну а ссылка на нерадивость наших экспортеров не может быть оправданием. Для исключения подобных нарушений достаточно упорядочить процедуру выдачи сертификата и согласно законодательству предотвратить вывоз продукции без наличия Ф/С. Каким образом? Это задача руководства карантинной фитосанитарной службы и решается элементарно.

Основная причина возврата подкарантинной продукции и закрытия границ заключается в отсутствии упорядоченной системы фитосанитарной сертификации. И это проблема находится в самой карантинной фитосанитарной службе КР.

С приобретением независимости Республики каждое новое Правительство КР начинает эксперименты со структурой именно этой службы. Так за эти годы карантинная служба инспекцией, затем вошла в состав Департамента химизации и защиты растений, затем стала самостоятельной службой, затем 70 % функций было передано в Госинспекцию по ветеринарной и фитосанитарной безопасности при ПКР, а 30 % функций в Департамент химизации и защиты растений и с января 2017 года 80 % функций было передано во вновь образованный Департамент карантина растений МСХПП и М КР, а 20 % функций остались в ГИВФБ при ПКР. По этой причине, а также вследствие назначения недостаточно компетентных и ответственных руководителей служба практически растеряла опытные кадры, не подготовлены взамен молодые квалифицированные кадры. Материально техническая и лабораторная база пришла в упадок. Вследствие чего на фоне многократного увеличения импорта растительной продукции из разных государств, на территорию республики было завезено боле 14 карантинных вредных организмов. Теперь нашим сельским товаропроизводителям для получения урожая необходимо затрачивать огромные средства для борьбы с ними.

И вот в таких условиях, а также учитывая возросшие после вступления в ЕАЭС карантинные требования, мы надеялись, что правительство восстановит единую карантинную фитосанитарную службу и назначит компетентного и сильного руководителя, который смог бы поднять профессиональный уровень службы и на равных уровнях вести диалог с руководителями карантинных служб государств-членов ЕАЭС и Других государств.

Но к сожалению, в мае 2016 года  1-й вице-премьер-министра КР Абылгазиев М.Д. назначает руководителем карантинной службы при ГИВФБ при ПКР  своего друга и однокурсника Исаев А.С. В ноябре 2016 года создает под него Департамент карантина растений МСХПП и М КР и назначает директором.

С назначением руководителем г-н Исаев А.С. избавляется от неугодных кадров невзирая на их компетентность и опыт, расставляет на ключевые должности доверенных лиц и продолжает порочную практику безразборной продажи фитосанитарных сертификатов. В то время как сертификаты должны выдаваться бесплатно. Только в случае проведения лабораторной экспертизы взымается 491 сом партию груза. Каждый гражданин, который сталкивался с процедурой вывоза растительной продукции знает, что получить фитосанитарный сертификат менее чем за 1000 сом невозможно, при том без всяких квитанций. Ежегодно выдается порядка 55-60 тыс. шт. фитосанитарных сертификатов, кроме того при осуществлении карантинного контроля при ввозе продукции на территорию республики выдается ежегодно порядка 40тыс.шт Актов карантинного фитосанитарного контроля. Лабораторной экспертизе фактически подвергается не более 5% партий продукции. О каких суммах может идти речь каждый пусть думает сам.

Работа по выдаче Ф/С слабо контролируется, выдача зачастую осуществляется посторонними лицами.

В целях автоматизации, обеспечения прозрачности процедуры выдачи фитосанитарных документов и оперативного обмена с государствами-членами ЕАЭС за счет средств технической помощи РФ была разработана и передана в 2016 году карантинной службе информационная система «ИСЭЛЕК-ФИТО», однако до настоящего времени данная система не внедрена и делается считаем умышленно.

Массовый возврат партий растительной продукции и систематическое закрытие границ началось с 2016 года именно с приходом руководителем г-на Исаева А.С.только за 2018 год от казахстанской стороны поступило 465 нотификаций о нарушениях при ввозе на территорию РК. В феврале 2019 года г-н Исаев А.С. едет на встречу с руководством карантинной фитосанитарной службы РК и подписывает протокол и дорожную карту.

Если рассмотреть мероприятия предусмотренные этими документами, то каждый кому попадет эти документы могут подумать, что в Кыргызской Республике карантинная фитосанитарная служба не работает. Таким образом карантинные фитосанитарные меры Кыргызской Республики не соответствуют требованиям ЕАЭС. А это означает, что Республика Казахстан в скором времени поставит перед Евразийской экономической комиссией вопрос о восстановлении крантинного фитосанитаного контроля на кыргызского-казахской границе.

Та огромная работа, которая была осуществлена в период присоединения  пойдет насмарку. Наши экспортеры уже на систематической основе будут сталкиваться с проблемой прохождения границы. Все плюсы от вступления в ЕАЭС будут сведены на нет.

Очень дорого обошёлся, обходится директор Исаев А.С. нашим сельхозтоваропроизводителям и для экономики государства в целом.

Любой другой руководитель, не имевший подобную крышу давно бы лишился бы работы, допустив даже одну сотую часть тех нарушений, который допустил господин Исаев Амангельди.

 Т. Айткулов,

Заведующий отделом фитосанитарного надзора ГИВФБ при ПКР.

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс