Понедельник , 19-Ноябрь 2018
Башкы бет / Аналитика / Исламизация Киргизии идет бесконтрольно и стремительными темпами: эксперты

Исламизация Киргизии идет бесконтрольно и стремительными темпами: эксперты

Фото: sputnik.kg

Киргизия — единственная страна бывшей советской Азии, где вопросы религии контролируются государством довольно слабо. Здесь хаотично возводятся новые мечети, число которых уже превышает количество школ, на улицах все больше женщин, закрывающих лицо, и все больше магазинов, закрывающих торговлю сигаретами и алкоголем именно из-за религиозных соображений. Религия заполняет вакуум из-за отсутствия в стране национальной идеи, говорят эксперты. И предупреждают, что отсутствие контроля за этой сферой со стороны государства чревато опасностями.

Весьма либеральное законодательство Киргизии в религиозной сфере давно вызывает беспокойство у гражданского общества. Очевидно, что догматы веры уже привели к значительным, по сравнению с другими странами региона, изменениям в стране. Помимо строительства новых мечетей и увеличения количества женщин, публично исполняющих религиозные предписания, появляются и более экзотические признаки исламского «наступления». Так, в Бишкеке появился мусульманский пансион для девушек, из которых готовят «покладистых жен», а в некоторых магазинах, особенно на юге Киргизии, перестали продавать алкоголь и сигареты.

Все это особенно хорошо видно, если ты вернулся в страну после некоторого отсутствия. По улицам ходит множество мужчин в мусульманских костюмах камис, на рынках появились многочисленные контейнеры с мусульманской одеждой. В одном только в Бишкеке возвели около пяти новых больших мечетей.

Примечательно, что в июле 2017 года Исламский университет получил от Министерства образования и науки лицензию на ведение образовательной деятельности в сфере теологии. А в июне 2018 года в теологическом колледже при Киргизском государственном университете имени Арабаева состоялся первый выпуск теологов с дипломами государственного образца.

Куда и откуда идут деньги

— Мы наблюдаем такие же тенденции, какие видите вы, и особенно ярко они прослеживаются на юге страны. Одежда, мечети — это внешние признаки. Важно пообщаться с людьми и понять, держат ли они пост, ходят ли в мечети, читают ли намаз, и вы увидите, что вектор развития общественного сознания движется именно в эту сторону, — говорит руководитель Центра изучения общественного мнения и прогнозирования «Эл-Пикир» Эльвира Илибезова.

Она подчеркивает, что в целом религия — это неплохо, однако важно не упустить момент радикализации.

— К сожалению, у нас в этом плане ничего не прорабатывается ни на государственном уровне, ни на уровне муфтията, — замечает эксперт. — Я знаю, что были попытки обозначить критерии радикализации, определить, что такое радикальный ислам, и почему два человека, которые исповедуют эту религию, такие разные: один уже радикал, а другой нет?

И действительно, государство в Киргизии практически не занимаются исследованиями, касающимися религии. Гораздо активнее в этом смысле иностранцы. Три крупнейшие аналитические компании страны подтвердили «Фергане», что они проводят довольно много исследований в области религиозных вопросов. Однако исследования эти проводятся только по заказу иностранных компаний, при этом все они являются закрытыми.

Проблема, по мнению Илибезовой, состоит также в том, что в государственных структурах, которые курируют конфессиональные вопросы, нет чиновников, умеющих анализировать ситуацию и прогнозировать, как могут развиваться события дальше.

Отвечая на вопрос, можно ли ожидать исламизации страны, эксперт отметила, что Киргизия идет именно в этом направлении, «причем складывается впечатление, что процесс этот совершенно не регулируемый — ни государством, ни муфтиятом». По словам Илибезовой, сейчас самое важное — отслеживать, откуда и какие финансовые потоки приходят в религиозную сферу в Киргизии.

— Проанализировав эти потоки, можно увидеть, что они идут на организацию различных течений ислама (это видно по мечетям разного архитектурного строения), что может вызывать столкновения их сторонников. Истории других стран показывают, что конфликты на этой почве — явление не новое. Муфтият должен определиться с направлением ислама и выстроить развитие религии так, чтобы в стране не происходили конфликты на этой почве. Государство в этом вопросе должно идти рука об руку с муфтиятом. Да, у нас религия отделена от власти, но когда есть нехорошие симптомы, и вопрос касается безопасности страны, стороны должны сотрудничать, — считает Эльвира Илибезова.

О том, на чьи деньги строятся мечети, иногда сообщают госорганы. В июне автору этих строк пришло сообщение из киргизского парламента, в котором говорилось, что «торага Жогорку Кенеша Дастанбек Джумабеков посетил новую мечеть в Бишкеке, которая станет самой большой на территории Кыргызстана. На ее строительство турецкая сторона выделила 25 миллионов долларов».

На месте нынешней Центральной мечети в Бишкеке также планируется возвести новое здание вместимостью 7 тысяч человек. Строить мечеть будет компания из Саудовской Аравии.

Стоимость строительства самой крупной мечети в Оше, которая была открыта в июне 2012 года, составляла 1 миллион 200 тысяч долларов. Половина суммы была перечислена донорами из Объединенных Арабских Эмиратов, оставшаяся часть — Всемирной Ассамблеей молодежи.

Определенная нетерпимость к другим религиям в стране уже ощущается, хотя это отмечалось и десять лет назад. Так, осенью 2016 года в Ала-Букинском районе Джалал-Абадской области местные жители и имамы сначала запрещали хоронить свою односельчанку, а потом, когда тело все же было захоронено, потребовали его эксгумации. Они объяснили это тем, что кладбище — мусульманское, а женщина при жизни придерживалась христианско-баптистского вероучения. В итоге покойную трижды предавали земле, а имамы требовали выкопать ее даже тогда, когда она была захоронена на христианском кладбище.

Мечеть вместо школы

В 2017/2018 учебном году в республике действовало 2.262 дневных общеобразовательных учреждения, что на 26 школ больше по сравнению с предыдущим 2016/2017 учебным годом, и на 61 школу больше, чем в 2012 году. Вузов же в Кыргызстане — 56. При этом в стране 3.257 религиозных организаций, из которых исламских — 2.856, в том числе 2.647 мечетей и 107 медресе.

Однако, стоит в разговоре с чиновниками заметить, что, возможно, это не совсем правильно, когда в стране больше мечетей, чем школ, те называют это сравнение некорректным и советуют сравнивать количество школ и медресе. По логике — подход верный, а на деле?

Количество религиозных организаций и объектов в Киргизии (по данным Госагентства по религии Киргизии)

Комментируя указанное сравнение, Эльвира Илибезова напомнила, что Киргизия — это светское государство и кроме свободы вероисповедания у него есть такое обязательство, как доступ граждан к качественному образованию.

— То, что количество мечетей превышает количество образовательных учреждений — нехорошая тенденция, — отмечает эксперт. — Например, несколько лет назад обеспеченность детскими садами в сельской местности составляла чуть больше 20%. А так называемая обеспеченность доступа к мечетям — намного лучше. Охват дошкольным образованием в 2018 году достиг лишь 24%, 187 тысяч детей посещают 1390 детских сада, из которых 1248 — государственные и муниципальные, и лишь 14 — частные, сообщил Минобраз КР 3 августа.

В продолжение темы Илибезова рассказала, что исследования, касающиеся функционирования мечетей, «Эл-Пикир» проводит с 2000 года. И уже тогда молдо просили разрешить обучать детей чтению и математике в мечетях, аргументируя это тем, что в школах обучение платное, и не все могут себе его позволить. Священнослужители утверждали, что раз к ним все равно ходят дети, особенно из бедных семей, они готовы обучать их азам образования.

— Затем этот вопрос поднимался перед Минобразом, которое было категорически против этой идеи, — говорит Илибезова. — Лет через 5−7 работники мечетей стали говорить, что им надо отдать и другие школьные предметы. Я считаю, что категорически нельзя допустить этого, иначе мы получим поток людей, которые пойдут в мечети и непонятно, чему их там будут учить.

Эльвира Илибезова также затронула проблему вопиющей неграмотности населения в вопросах религии. В этом смысле народное сознание, по ее мнению, «как непаханое поле, где можно сеять, все что угодно». А в результате этого в стране уже появляются села, где исповедуют запрещенные течения ислама. Этим летом неоднократно писали о проживающих в селах семьях, которые, являясь приверженцами запрещенных в стране организаций, используют религию как повод, чтобы не пускать детей в школы.

— Люди в этом не виноваты, они верят тому, что им говорит молдо, который считается «уважаемым человеком». Поэтому важно контролировать эту сферу. Но в стране сложилась такая ситуация, которая чревата рисками в будущем, — подытоживает эксперт.
Подробнее: https://eadaily.com/ru/news/2018/08/09/islmizaciya-kirgizii-idet-beskontrolno-i-stremitelnymi-tempami-eksperty

https://eadaily.com/ru/news/

Опубликовать в Google Plus
Опубликовать в LiveJournal
Опубликовать в Мой Мир
Опубликовать в Одноклассники
Опубликовать в Яндекс